Главная 20 Вокруг света 20 Статуя Зевса в Олимпии: история, описание, фото

Статуя Зевса в Олимпии: история, описание, фото

Статуя Зевса в Олимпии – ценность античного мира, не дошедшая до наших дней

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств. Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта, Сирии, Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение.

statuya_zevsa_2

На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины, уже не годилось для такой цели. На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны. Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий.

Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.

hram_zevsa_v_olimpii_4

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более. Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева.

Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных.

Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).

hram_zevsa_v_olimpii_6

К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца. Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

hram_zevsa_v_olimpii_8

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом.

Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно.

По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.

hram_zevsa_v_olimpii_10

А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ. О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим. Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.

hram_zevsa_v_olimpii_12

В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием. В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века.

Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь.

Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело. В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла.

Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре.

hram_zevsa_v_olimpii_14

Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом. По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, — это несколько столбов, разрушенных наполовину.

О admin

x

Check Also

Собор Александра Невского в Таллине: описание

Адрес: Эстония, Таллин, возвышение Тоомпеа Начало строительства: 1895 год Окончание строительства: 1900 год Автор проекта: Михаил Тимофеевич Преображенский Координаты: 59°26'08.6"N 24°44'20.8"E Из любой точки Старого Таллина виден величественный Александро-Невский собор с куполами и резными окошечками.

Смотровые площадки Тоомпеа: история, описание

Смотровые площадки Тоомпеа - Таллин с высоты птичьего полёта Адрес: Эстония, Таллин, холм Тоомпеа Координаты: 59°26'18.9"N 24°44'27.8"E, 59°26'15.7"N 24°44'31.6"E, 59°26'06.1"N 24°44'13.0"E, 59°26'14.1"N 24°44'15.7"E Лучший способ насладиться красотами Таллина с высоты птичьего полёта — подняться на одну из смотровых площадок Вышгорода на холме Тоомпеа.

Скала Прекестулен в Норвегии: описание, фото

Скала Прекестулен - одна из самых красивых скал в мире Место нахождения: Норвегия Координаты: 58°59'11.0"N 6°11'25.1"E Скала Прекестулен в Норвегии по праву считается одной из самых красивых достопримечательностей, которые появились на нашей планете благодаря природе, а не вмешательству человека.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Адрес: Ватикан Начало строительства: 1473 год Начало строительства: 1481 год Архитектор: Баччо Понтелли Строитель: Джордже де Дольчи Координаты: 41°54'10.7"N 12°27'15.8"E Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра.

Святой источник Гремячий ключ: описание, фото

Источник «Гремячий ключ» - святой источник Радонежской земли Неподалеку от города Сергиев Посад находится популярное у туристов и паломников место – холодные родники, возникшие, по преданию, в результате усердной молитвы Сергия Радонежского.

Святая капелла (Сент-Шапель): история, описание

Святая капелла (Сент-Шапель) в Париже: один из лучших образцов готического стиля в архитектуре Адрес: Франция, Париж, улица Бульвар Пале (Boulevard du Palas), 8 Начало строительства: 1242 год Окончание строительства: 1248 год Строитель: Пьер де Монтрёй Высота шпиля: 75 м. Основные достопримечательности: витражи верхней капеллы часть из которых XIII века Координаты: 48°51′19.5″N,2°20′41.91″E Святая Капелла в Париже или Сент-Шапель (Sainte Chapelle) представляет собой настоящее чудо готической архитектуры, которую невозможно, да и незачем сравнивать с каким-либо другим готическим собором.

Санта-Мария-Новелла: история, описание, фото

Базилика Санта-Мария-Новелла: главная доминиканская церковь Флоренции Адрес: Италия, Флоренция Строительство: XIII—XV века Архитектор: Леон Баттиста Альберти Координаты: 43°46'28.8"N 11°14'57.9"E Удивительной красоты Базилика Санта-Мария-Новелла расположена в цветущем городе Флоренция, в его историческом центре, неподалеку от главного вокзала и всего в полукилометре от легендарного собора Дуомо.

Санта Мария делла Салюте: история, описание, фото

Санта Мария делла Салюте: самый красивый храм Венеции Адрес: Италия, Венеция Начало строительства: 1631 год Окончание строительства: 1681 год Архитектор: Бальдассаре Лонгена Координаты: 45°25'50.4"N 12°20'05.2"E Начиная разговор о Венеции, хотелось бы заметить, что этот удивительный город на воде никогда не считался религиозным центром Италии.

Сад датского короля в Таллине: история, фото

Сад датского короля в Таллине — уголок Дании в Прибалтике Адрес: Эстония, Таллин Координаты: 59°26'08.3"N 24°44'27.5"E На склоне холма Тоомпеа, в двух шагах от церкви Нигулисте разбит Сад датского короля.

Руанский собор во Франции: история, описание, фото

Руанский кафедральный собор: след викингов в истории Франции Адрес: Франция, город Руан, Соборная площадь Начало строительства: 1145 год Окончание строительства: 1506 год Высота: 151 м. Основные достопримечательности: надгробные памятники известных людей (Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза), витражы Координаты: 49°26′25″N,1°5′41″E Руанский собор во Франции или, как его еще называют, Собор Руанской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Rouen), располагается в одноименном французском городе и является национальным памятником наследия страны.

Римский форум: история, описание, фото

Римский форум – былое величие и самый интересный музей под открытым небом Адрес: Италия, Рим Основные достопримечательности: храм Сатурна, храм Диоскуров, храм Антонина и Фаустины, храм Весты, триумфальная арка Тита, Курия Юлия, триумфальная арка Септимия Севера, колонна Фоки Координаты: 41°53'33.3"N 12°29'06.8"E В наше время слово «форум» для простого обывателя означает ресурс во всемирной паутине, где можно обсудить с единомышленниками насущные проблемы, вступить в споры и просто высказать свое мнение.

Рейхстаг: история, описание, востановление и фото

Рейхстаг - символ единой Германии и напоминание об ужасах фашистского режима Адрес: Германия, Берлин Начало строительства: 1884 год Окончание строительства: 1894 год Архитектор: Пауль Валлот, Норман Фостер Высота: 47 м Координаты: 52°31'07.0"N 13°22'33.9"E Что первое приходит на ум при упоминании здания берлинского Рейхстага? Самые кровопролитные за всю историю человечества войны, имя тирана Адольфа Гитлера и алое знамя, развивающееся над зданием в конце апреля 1945 года, как символ победы над фашистской Германией.

Ратушная аптека-музей в Таллине: история, фото

Адрес: Эстония, Таллин, Ратушная площадь Дата постройки: XV век Координаты: 59°26'15.9"N 24°44'45.6"E Напротив городской ратуши, по адресу Ратушная площадь, дом 11 находится одна из старейших аптек Европы.

Ратуша и Ратушная площадь в Таллине: история, фото

Ратуша и Ратушная площадь в Таллине - центр городской жизни Таллина Адрес: Эстония, Таллин Координаты: 59°26'14.3"N 24°44'41.7"E Просторная площадь перед ратушей, окружённая старинными разноцветными домиками, является сердцем Старого Таллина.

Пьяцца-дель-Пополо в Риме: история, описание, фото

Пьяцца-дель-Пополо: одна из самых знаменитых площадей мира Адрес: Италия, Рим Строительство: 1811-1822 гг. Архитектор: Джузеппе Валадье Координаты: 41°54'38.4"N 12°28'34.8"E В Риме практически каждая улица, проспект или площадь является достопримечательностью, имеющей свою длинную и интереснейшую историю.

Площадь Навона в Риме: история, описание, фото

Адрес: Италия, Рим Основные достопримечательности: фонтан Мавра, фонтан Нептуна, фонтан четырёх рек, палаццо Браски, палаццо Памфили, палаццо Торрес Ланчелотти, палаццо де Купис Координаты: 41°53'55.5"N 12°28'23.2"E Подсчитать, сколько площадей в Риме, наверняка, задача не из легких.

Яндекс.Метрика