Главная » УСН » Переход на УСН в 2015 году

Переход на УСН в 2015 году

Переход на УСН в 2015 году

Не секрет, что для организаций и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту – ИП) самыми актуальными вопросами являются следующие:

как увеличить выручку?

как минимизировать расходы?

как оптимизировать налоговую нагрузку?

В данной статье мы поговорим об оптимизации налоговой нагрузки вследствие перехода на упрощенную систему налогообложения (далее по тексту – УСН).

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются организации и ИП, применяющие УСН.

Организации на УСН не платят

ИП на УСН не платят

Налог на прибыль

Налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

При этом необходимо учитывать ряд исключений.

Организации на УСН платят

с доходов, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 ст.284 НК РФ (п.2 ст.346.11 НК РФ);

в качестве налогового агента при выплате дохода иностранной организации, не связанного с постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации (п.4 ст.286 НК РФ);

в качестве налогового агента при выплате дивидендов другой российской организации — плательщику налога на прибыль (п.3 ст.275 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц:



с доходов в виде дивидендов;

с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 ст.224 НК РФ (п.3 ст.346.11 НК РФ).

Налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п.2 ст.346.11 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п.3 ст.346.11 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость:

при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п.2 ст.346.11 НК РФ);

при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации (п.2 ст.346.11 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость:

при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п.3 ст.346.11 НК РФ);

при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации (п.3 ст.346.11 НК РФ).

4. Налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента:



при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации (пункты 1 и 2 ст.161 НК РФ);

при аренде государственного или муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (п.3 ст.161 НК РФ);

при приобретении (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (п.3 ст.161 НК РФ);

при реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением случая, предусмотренного пп.15 п.2 ст.146 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству (п.4 ст.161 НК РФ);

выступая в качестве посредника с участием в расчетах и реализуя товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации (п.5 ст.161 НК РФ);

являясь собственником судна на 46-й календарный день после перехода права собственности (как к заказчику судна), если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п.6 ст.161 НК РФ)

Что означает для организации и ИП наличие указанных исключений? Поясним на примере.

Организация, находящаяся на УСН, приобрела товар на территории Российской Федерации у иностранной компании, не имеющей налогового представительства в России.



В силу положений пунктов 1 и 2 ст.161 НК РФ организация обязана при перечислении денежных средств продавцу удержать и уплатить в бюджет НДС, оформив счет-фактуру.

Кроме того, организация обязана будет не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом, которым является квартал, в соответствии со статьей163 НК РФ, представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п.5 ст.174 НК РФ).

Вместо налогов, перечисленных в Таблице 1 настоящей статьи, организации и ИП, применяющие УСН, платят один – налог при УСН с объектом налогообложения либо доходы, либо доходы минус расходы (п.1 ст.346.14 НК РФ).

Также организации и ИП, выплачивающие доход физическим лицам (заработную плату, дивиденды), выступают в качестве налоговых агентов по НДФЛ (ст.226 НК РФ), а также платят иные налоги и сборы, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (абз.3 п.2 ст.346.11 НК РФ и абз.3 п.3 ст.346.11 НК РФ).

Не все налогоплательщики могут применять УСН. Пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ приведен закрытый перечень лиц, которые не вправе применять УСН. Например, не вправе перейти на УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и другие лица.



Для начала давайте рассмотрим, какие ставки будут действовать в 2016 году для каждого объекта налогообложения.

Общая ставка — 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ)

1) Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.1 ст.346.20 НК РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 №232-ФЗ).

2) Законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2015 — 2016 годов — до 0% (п.3 ст.346.20 НК РФ)

Общая ставка – 15% (п.2 ст. 346.20 НК РФ)

1) Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

2) Законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2015 — 2016 годов — до 0% (п.3 ст.346.20 НК РФ)

Несмотря на то, что имеется существенная разница между налоговыми ставками рассматриваемых объектов налогообложения, выбирать объект налогообложения доходы следует не всегда.

В частности, применять объект налогообложения доходы выгодно в том случае, если расходы невелики (менее 60% от полученных доходов).



Если выбран объект налогообложения доходы, то на основании пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщик уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного страхования своих работников на случай временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), предусматривающим страховые выплаты работникам за дни нетрудоспособности, оплачиваемые за счет средств работодателя. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ.



При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 НК РФрасходов более чем на 50%.

ИП, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФОМС в фиксированном размере.

Кроме того, пунктом 8 статьи 346.21 НК РФ установлено, что в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода. На сегодня это касается только налогоплательщиков Москвы, где введен торговый сбор.

При этом положения пункта 8 статьи 346.21 НК РФ не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.



Иными словами, для получения права на уменьшение суммы налога (авансового платежа) на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода, налогоплательщик должен представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор.

Если у налогоплательщика в процессе деятельности имеют место или ожидаются расходы, составляющие более 60% от величины доходов, то лучше выбрать объект налогообложения доходы минус расходы.

Выбирая объект налогообложения доходы минус расходы, следует учесть:

1) Пункт 1 статьи 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы. Иными словами, не на все расходы, которые возникают у организаций и ИП, можно уменьшить налог, даже при наличии оправдательных документов и экономической обоснованности.

2) Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога окажется меньше суммы исчисленного минимального налога, то налогоплательщик обязан уплатить минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Таким образом, чтобы спланировать налоговую нагрузку при уплате упрощенного налога, необходимо в первую очередь спрогнозировать виды и примерную сумму расходов на ближайшее время.

Затем необходимо рассчитать планируемую сумму выручки и внереализационных доходов за год.



Также для расчета необходимо уточнить, какая налоговая ставка установлена для субъекта Российской Федерации, в котором находится налогоплательщик.

После этого следует провести сравнение сумм налога при каждом объекте налогообложения.

1. Рассчитать максимальную сумму, на которую можно уменьшить налог при УСН с объектом доходы по следующей формуле:

Переход на УСН в 2015 году

2. Определить примерную сумму налога при УСН с объектом доходы по формуле:

3. Определить примерную сумму налога при УСН с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов по формуле:

4. Сравнить получившиеся суммы налога. Если реальные показатели не будут сильно отличаться от планируемых, то выгодно будет применять УСН с тем объектом налогообложения, при котором сумма налога получилась меньше.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с переходом на УСН и изменением объекта налогообложения при УСН.

Пунктом 2 статьи 346.14 НК РФ установлено, что налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения.



При этом организация или ИП вправе ежегодно изменять объект налогообложения. За одним исключением – налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов (п.3 ст.346.14 НК РФ).

Когда налогоплательщик на УСН может изменить объект налогообложения?

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Данное требование установлено пунктом 2 статьи 346.14 НК РФ.

На УСН можно перейти как с общего режима налогообложения, так и с ЕНВД, и с ЕСХН.

По общему правилу перейти на УСН можно с начала налогового периода, то есть с 1 января очередного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Особые положения установлены:

для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных ИП). Они вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ);

для налогоплательщиков, которые переходят на УСН в связи с упразднением другого спецрежима – ЕНВД. Они могут работать на УСН с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (абз. 4 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).



Какой порядок и срок подачи уведомления о переходе на УСН с общего режима налогообложения и ЕСХН?

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства). Такой порядок следует из п. 1 ст. 346.13 НК РФ.

Форма уведомления о переходе на УСН утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. №ММВ-7-3/[email protected] При этом в п.3 данного Приказа указано, что утвержденная форма уведомления рекомендуется налогоплательщикам в практической работе.

Из этого следует, что налогоплательщик вправе как воспользоваться утвержденной формой, так и представить в налоговый орган уведомление в произвольной форме, указав все необходимые данные: объект налогообложения, остаточную стоимость основных средств на 1 октября и размер доходов за девять месяцев текущего года.

Уведомление о переходе на УСН представляется в налоговый орган в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого планируется применение УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Если последний день срока подачи уведомления приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Уведомление может быть подано также и в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18 января 2013 г. №ММВ-7-6/20. Формат представления уведомления о переходе на УСН в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. №ММВ-7-6/[email protected] (Приложение №1).



Какой порядок и срок подачи уведомления о переходе на УСН при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД?

Организации или ИП для осуществления перехода на УСН представляют в налоговый орган:

заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение 5 рабочих дней со дня прекращения деятельности;

уведомление о переходе на УСН с использованием формы, утвержденной Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. №ММВ-7-3/[email protected], либо в произвольной форме с указанием всех необходимых данных.

Как уже отмечалось ранее, уведомление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. Срок представления уведомления о переходе на УСН в данном случае налоговым законодательством не установлен. Минфин России в письме от 12 сентября 2012 г. №03-11-06/2/123 указал, что уведомление о переходе на УСН следует представить в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций, – 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. При этом финансовое ведомство не разъяснило, с какой даты отсчитывается указанный срок для расчета предельной даты в целях представления уведомления о переходе на УСН в рассматриваемой ситуации. На данный момент сложилось мнение, согласно которому рассматриваемый срок нужно начинать исчислять с даты прекращения вмененной деятельности, указанной в заявлении о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Организации и ИП в уведомлении обязательно должны указать выбранный объект налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Кроме того, в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организациям дополнительно необходимо указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.



Какие лимиты установлены для доходов и остаточной стоимости основных средств?

1. Для перехода на УСН организации необходимо, чтобы ее доходы не превысили определенного лимита. Если же они больше предельной величины, то перейти на упрощенную систему налогообложения нельзя. Исключением являются организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения применяли исключительно режим ЕНВД, так как у них нет доходов, которые нужно учитывать при смене налогового режима (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

В отношении ИП подобного ограничения не установлено. Для них переход на УСН не зависит от размера полученных доходов (письма Минфина России от 01.03.2013 №03-11-09/6114, от 11.12.2008 №03-11-05/296, УФНС России по г. Москве от 14.05.2013 №20-14/[email protected]).

Лимит доходов для перехода на УСН, согласно пункта 2 статьи 246.12 НК РФ, составляет 45 млн руб. При этом данный лимит ежегодно не позднее 31 декабря текущего года индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Так на 2015 год 45 млн руб. были проиндексированы на коэффициент-дефлятор 1,147. Таким образом, лимит доходов на 2015 год был установлен в размере 57 615 000 руб. 11 ноября 2015 года в Минюсте России был зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. №772 Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год. Данным приказом был установлен новый размер коэффициента-дефлятора – 1,147. Таким образом, на 2016 год лимит доходов составит 59 805 000 руб.



Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 13 января 2014 г. №03-11-06/2/248, величина дохода за 9 месяцев 2014 года при переходе на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. не должна превышать 45 млн руб., увеличенных на коэффициент-дефлятор, установленный на 2014 год — 1,067. Таким образом, предельная величина доходов за 9 месяцев 2015 года для перехода на УСН с 2016 года не должна превысить 57 615 000 руб.

2. Для перехода на УСН организации остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн. рублей (пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ).

Нужно ли ждать от налоговой инспекции уведомление о возможности применения УСН?

Если срок представления уведомления не будет нарушен, то при соблюдении условий, предусмотренных статьей 346.12 НК РФ, налогоплательщик может применять УСН. В случае нарушения срока УСН применяться не может в силу положений подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Дожидаться от налогового органа разрешения на применение УСН, чтобы начать работать на этой системе, не нужно, так как порядок перехода на упрощенную систему налогообложения является уведомительным (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Вместе с тем налогоплательщик может направить в свою налоговую инспекцию составленный в произвольной форме письменный запрос о подтверждении факта применения спецрежима. Ответ направляется по форме №26.2-7, утвержденной приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. №ММВ-7-3/[email protected] Такую информацию налоговые органы предоставляют на основании пункта 93 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. №99н.



УСН | 12:08 11 июля 2016

Кадровое делопроизводство, УСН

2016 | 14:25 20 января 2016, УСН | 14:25 20 января 2016

Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения форма №26.2-1 по КНД 1150001

УСН | 13:50 5 мая 2011



УСН | 12:30 25 января 2016

2016 | 10:41 27 октября 2015, | 10:41 27 октября 2015

2016 | 17:04 16 ноября 2015, | 17:04 16 ноября 2015

О admin

x

Check Also

Кто имеет право перейти на УСН с 2018 года

Кто имеет право перейти на УСН с 2018 года Минфин России в письме от 24 января 2017 г. №03-11-06/2/3269 напомнил, ...

Концессионер на УСН платит НДС в общем порядке

Концессионер на УСН платит НДС в общем порядке Концессионер на УСН, реализующий в рамках концессионного соглашения товары, подлежащие обложению НДС, ...

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) при УСН 2016

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) при УСН 2016 Чтобы правильно определить налоговую базу по единому налогу все налогоплательщики на ...

КБК УСН доходы минус расходы

КБК УСН Доходы минус расходы – 2018 Какой КБК по налогу с УСН Доходы минус расходы в 2018 году будет ...