Главная » Банкротство » Мировое соглашение при процедуре банкротства

Мировое соглашение при процедуре банкротства

Мировое соглашение при процедуре банкротства — добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Заключается письменно и должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Взаимная выгода может быть найдена в прекращении обязательств за счет отступного, в обмене требований на доли в уставном капитале, акции, облигации и иные ценные бумаги, прощении долга, отсрочке или рассрочке уплаты долгов и ином, не нарушающем прав кредиторов реестра. Порядок применения мирового соглашения представлен на рис. 3.4.

Мировое соглашение при процедуре банкротства

Рис. 3.4. Мировое соглашение

Рассмотрим условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом.

1. Мировое соглашение может быть утверждено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

2. Должник и арбитражный управляющий в течение 5—10 дней от даты заключения мирового соглашения должны представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения.

3. К заявлению должны быть приложены текст мирового соглашения, протокол собрания кредиторов, реестр требований кредиторов, документ о погашении требований кредиторов первой и второй очереди, возражения против.

Мировое соглашение может быть заключено в процессе любой процедуры, утвержденной арбитражным судом. В ходе наблюдения или финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения принимается руководителем должника, внешнего управления — внешним управляющим и конкурсного производства — конкурсным управляющим с одобрения (решения) органа управления должника. При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц в документе содержится информация о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность и указывается определенный характер такой заинтересованности. Мировое соглашение в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства распространяется на требования кредиторов (конкурсных кредиторов) и уполномоченных органов, включенных в реестр требований на дату судьбоносного собрания кредиторов.



Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия: отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполнения обязательств должника третьими лицами, скидку с долга, обмен требований на акции и др.

Отсрочка или рассрочка исполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическом учете.

Скидка с долга в бухгалтерском учете у должника представляет собой безвозмездные поступления, т.е. прибыль, подлежащую обложению налогом на прибыль. В нашем случае налог на добавленную стоимость, выделенный в расчетных документах поставщика и относящийся к скидке с долга, необходимо отнести на счет 99 Прибыли и убытки.

Следует отметить, что порядок отражения в бухгалтерском учете сделок по переуступке права требования в настоящее время нормативными документами не определен. Поэтому переуступка права требования дебиторской задолженности оформляется у кредитора как погашение дебиторской задолженности по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам проводками, указанными ниже.

Передача прав требований:

на сумму дебиторской задолженности —

Д-т сч. 76 субсчет Права требования переданные

К-т сч. 62 Расчеты с покупателями и заказчиками;

сумму убытка от уступки права требования в случае переуступки права требования на сумму меньшую, чем дебиторская задолженность —

Д-т сч. 99 Прибыли и убытки

К-т сч. 62 Расчеты с покупателями и заказчиками;

сумму прибыли от уступки права требования в случае переуступки права требования на сумму большую, чем дебиторская задолженность —

Д-т сч. 76, субсчет Права требования переданные

К-т сч. 99 Прибыли и убытки.

В случае переуступки права требования в сумме меньшей, чем дебиторская задолженность в бюджет, кредитор обязан начислить налог на добавленную стоимость со всей суммы дебиторской задолженности:

на сумму НДС по моменту реализации в целях исчисления налога по отгрузке —



Д-т сч. 90 Продажи

К-т сч. 68 Расчеты по налогам и сборам;

сумму НДС по моменту реализации в целях исчисления налога по оплате —

Д-т сч. 90 Продажи

К-т сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

После получения денежных средств по договору на сумму НДС на момент реализации в целях исчисления налога по оплате:

Д-т сч. 76, субсчет НДС

К-т сч. 68, субсчет НДС.

Если дебиторская задолженность переуступается по большей стоимости, то с суммы превышения необходимо начислить налог на добавленную стоимость на сумму дохода по договору:

Д-т сч. 76, субсчет НДС неоплаченный

К-т сч. 68 Расчеты по налогам и сборам.

Учет прав требований в сумме фактических затрат:

Д-т сч. 58 Финансовые вложения

К-т сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

Оплата приобретаемого права требования:

Д-т сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

51 Расчетные счета.

Обмен требований на акции, выкупленные у акционеров:

на сумму обмена акций на требования по договору —

Д-т сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

К-т сч. 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору в случае превышения номинальной стоимости —

Д-т сч. 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

К-т сч. 91 Прочие доходы и расходы;

сумму номинальной стоимости —

Д-т сч. 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

К-т сч. 81 Собственные акции (доли);

сумму обмена акций на требования по договору —

Д-т сч. 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

К-т сч. 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами;

сумму разницы между суммой обмена и суммой требований в случае превышения суммы требований —

Д-т сч. 84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

К-т сч. 91 Прочие доходы и расходы.

Увеличение уставного капитала и обмен требований на вновь выпущенные акции:



на сумму увеличения уставного капитала —

Д-т сч. 75 Расчеты с учредителями

К-т сч. 80 Уставный капитал;

сумму обмена требований на акции —

Д-т сч. 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Д-т сч. 75 Расчеты с учредителями.

Мировое соглашение создает условия для восстановления финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника, составляется план-график погашения долгов, рассматриваются иные варианты реструктуризации долга. Мировое соглашение является перспективной процедурой предотвращения ликвидации предприятия как юридического лица. К сожалению, эта процедура не так широко применяется на практике из-за несовершенства фондового рынка, нормативных актов и схем реструктуризации задолженности, слабого стремления участников процесса к достижению взаимных выгод.

Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц

В особую категорию включены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. В деле о банкротстве таких организаций принимает участие орган местного самоуправления, который определяет требования к кандидатуре административного, внешнего или конкурсного управляющего и направляет это требование в саморегулируемую организацию. Орган местного управления также может ходатайствовать в арбитражный суд о продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления не более чем на год. Для продления процедуры необходимо предоставить письменное поручительство по обязательствам должника. В поручительстве указываются сумма обязательств и график погашения долгов. Нарушение поручителем своих обязательств дает основание для перехода от финансового оздоровления или внешнего управления к конкурсному производству.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства градообразующее предприятие может быть продано. Существенным условием договора купли-продажи может являться сохранение рабочих мест для 50% персонала. Это ограничение действует в течение трех лет.



Юридическое лицо попадает под банкротство как сельскохозяйственная организация, если по основному виду деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции) выручка от реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Наблюдение направлено на тщательный анализ зависимости финансовых результатов от сезонности и природно-климатических условий. Если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имело место ухудшение финансового состояния, то соответствующая процедура может продлиться на год. При продаже сельскохозяйственной организации преимущественное право приобретения имеют лица, занимающиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, прилегающим к земельному участку должника.

Особенности процедуры банкротства финансовых организаций в лице кредитных и страховых в основном касаются конкурсного производства, а профессиональных участников рынка ценных бумаг — внешнего управления и конкурсного производства. При рассмотрении дела в арбитражном суде участвует федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за надзор за деятельностью соответствующих организаций. Продажа имущественного комплекса страховой организации в конкурсном производстве предполагает принятие покупателем тех договоров страхования, по которым страховой случай не наступил на дату признания банкротства. Если страховой случай наступил до этой даты, то страхователи и выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты. Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в конкурсном производстве страховой организации имеет определенный порядок:

1) требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;

2) требования тех же лиц по иным договорам обязательного страхования;

3) требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования;

4) требования иных кредиторов. На требования залоговых кредиторов распространяется обычный порядок.



С момента введения внешнего управления или конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг все ценные бумаги клиентов подлежат возврату. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги на хранение иной организации или реестродержателю. Ценные бумаги и иное имущество, находящиеся на специальном брокерском счете, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги в составе специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок.

К стратегическим предприятиям и организациям относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с акциями в федеральной собственности, имеющие по роду деятельности стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России. Сюда же относятся организации оборонно-промышленного комплекса (ПО, НПО, ПКБ, НИИ и др.), выполняющие оборонные заказы государства. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной экономической политики. Особое внимание федеральный закон уделяет мерам, предупреждающим банкротство стратегически важных объектов. Среди таких мер рассматриваются учет и анализ финансового состояния, реорганизация, погашение государством задолженности по заказам, реструктуризация задолженности предприятия перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иными кредиторами (в том числе под государственные гарантии), досудебная санация и др.

Учитывая важность жизнедеятельности стратегических предприятий, к арбитражному управляющему правительством могут устанавливаться дополнительные требования. План внешнего управления для стратегических предприятий может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника. Сделки могут предусматривать продажу предприятия; отчуждение или обременение недвижимым имуществом; распоряжение иным имуществом с балансовой стоимостью более 5% стоимости активов должника; получение и выдачу займов и кредитов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований, перевод долга, учреждение доверительного управления имуществом должника; отчуждение и приобретение акций, долей товариществ и обществ. Обязательными условиями конкурса при продаже таких предприятий являются сохранение целевого назначения имущественного комплекса, выполнение государственных заказов, направленных на повышение обороноспособности и безопасности.



Организации, производящие и (или) реализующие товары (работы, услуги), в условиях естественной монополии рассматриваются федеральным законом как субъекты естественных монополий. В деле о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Срок неисполнения обязанностей по денежным обязательствам и обязательным платежам увеличен до 6 месяцев. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее 500 тыс. руб. Дело о банкротстве может быть приостановлено до прояснения возникшего обстоятельства, если должник подает исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен и тарифов для субъектов естественной монополии. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров, запрещающих прекращение обязательств, отчуждать имущество от единого технологического комплекса. Имущество на продажу выставляется единым лотом, а покупатель принимает обязательства по договорам поставки товаров, являющихся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях.

1. Что такое банкротство, на какие виды можно условно делить банкротство?

2. Какой орган федеральной власти проводит государственную политику по предупреждению банкротств юридических и физических лиц?

3. Опишите структуру ФСФО России.

4. Какие задачи возложены на ФСФО России?

5. Какова технология работы ФСФО России с неплатежеспособными предприятиями?

6. В каком суде рассматриваются дела о банкротстве?

7. Какие функции возложены на арбитражный суд?

8. Как относится государство и общество к фактам банкротства?

9. Для какой цели создана саморегулируемая организация арбитражных управляющих?

10. Опишите процесс развития несостоятельности предприятия.

11. Что устанавливает Закон РФ О несостоятельности (банкротстве)?



12. Кто имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом?

13. В каком случае может быть принято заявление о признании должника банкротом?

14. Какие применяются процедуры при рассмотрении дела о банкротстве?

15. На кого не распространяется Закон РФ О несостоятельности (банкротстве)?

16. Какие процессы происходят на предприятии во время наблюдения?

17. С какого момента действует временный управляющий?

18. По чьей инициативе собирается собрание кредиторов?

19. Кто является участниками первого собрания кредиторов?

20. С какой целью вводится процедура финансового оздоровления должника? Ее особенности и сроки проведения?

21. Какие функции выполняет административный управляющий?

22. С какой целью вводится внешнее управление?

23. Вправе ли внешний управляющий отказаться от исполнения договоров должника?

24. На какой максимальный срок вводится внешнее управление?

25. Какие процессы происходят на предприятии во время внешнего управления?

26. Когда вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

27. Кто отстраняет арбитражного управляющего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им возложенных на него обязанностей?

28. В какой срок арбитражный управляющий должен разработать план внешнего управления?

29. Какие меры восстановления платежеспособности предусматривает Закон О несостоятельности (банкротстве)?

30. Кто принимает решение о ликвидации акционерного общества, находящегося в процессе банкротства?

31. Каковы последствия введения на предприятии конкурсного производства?

32. Что включается в формируемую конкурсную массу?

3 3. Что подлежит инвентаризации при конкурсном производстве?

34. Кто является правопреемником ликвидированного предприятия?

35. Опишите очередность выплат, в соответствии с которой арбитражный управляющий проводит расчеты с кредиторами на стадии ликвидации юридического лица.



36. Когда возможно добровольное банкротство?

37. Какие условия необходимы для заключения мирового соглашения?

38. На каком этапе может быть заключено мировое соглашение?

39. Раскройте особенности процедур банкротства финансовых организаций.

40. В чем состоят особенности проведения процедур банкротства сельскохозяйственных организаций?

41. Каковы особенности процедур банкротства для стратегических предприятий и организаций?

42. Чем характерны процедуры банкротства субъектов естественных монополий?

43. Поясните учетные операции по процедурам банкротства. Выделите общее и специфическое, присущее каждой из процедур.

4. ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА

Прогнозирование банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (в первую очередь в США) сразу после окончания второй мировой войны. Этому способствовал рост числа обанкротившихся предприятий в связи с сокращением военных заказов. В тот период возникла задача априорного определения условий, ведущих предприятие к несостоятельности.

Сначала этот вопрос решался методом проб и ошибок, что приводило к существенным просчетам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 1960-м гг. и связаны с развитием компьютерной техники.

Существующая потребность хозяйствующих субъектов Российской Федерации в оценке своего финансового положения, потребность такой диагностики для контрагентов, необходимость оценки кредитоспособности заемщика, гарантов, позиция ФСФО России способствовали появлению большого числа методик, более или менее успешно оценивающих финансовое положение хозяйствующих субъектов.

Все методики в силу отсутствия достаточной формализации предписываемых ситуаций, страдают сильной зависимостью от субъекта анализа, т.е. от опыта и убеждений аналитика. Они, как правило, многословны и зачастую дают противоречивое толкование полученным цифрам.

Очевидно, что в кризисной экономике особенно остро ощущается потребность в такой методике, которая давала бы наиболее близкое к реальности отражение финансового состояния. В то же время попытка создания универсальной методики, которая подошла бы разным сферам экономики, представляется сомнительной уже в силу того, что слишком велики отличия в балансовых пропорциях одной отрасли от другой.



Для определения характера несостоятельности предприятия и оценки вероятности угрозы банкротства все методики рекомендуется рассматривать как минимум на двух уровнях: качественный подход — анализ жизнеспособности предприятия и количественный подход — диагностика финансового здоровья.

Выявление внутренних причин несостоятельности служит предметом анализа жизнеспособности предприятия. Понимание того, как эти идентифицируемые факторы влияют на предприятие, является первым шагом на пути преодоления банкротства.

О admin

x

Check Also

Защита прав владельцев нежилых помещений при банкротстве застройщика

Затруднительным на сегодняшний день является вопрос о правах на нежилые помещения в рамках процедуры банкротства застройщика. Сегодня суды отказывают во ...

Федеральный закон о банкротстве основные положения

Федеральный закон о банкротстве основные положения Положения закона свидетельствуют о его направленности на финансовое оздоровление, предоставление возможности исправить положение дел ...

Изменения в законодательстве о банкротстве с 1 января 2018 года

Все о банкротстве физических лиц, предпринимателей и предприятий. Новости банкротства, ответы на вопросы, советы и судебная практика. Форум по банкротству ...

Все, что нужно знать о банкротстве физлиц

Закон о банкротстве физлиц 1 октября вступил в силу. Теперь получить статус банкрота сможет практически любой гражданин, задолжавший банку более ...