Не пропусти
Главная 20 Невероятное 20 Мистерии Аттиса

Мистерии Аттиса

Мистерии АттисаВо всех религиях под разными именами сияет образ прекрасного страдающего бога, который умирает и воскресает.
Его символом является Солнце, ежеднев-но и ежегодно открывающее мистерию исчезновения и воскресения. Аттис, сын Ве-ликой Матери богов, умирает, лишенный оплодотворяющей силы, и, после долгого сна зимней ночи, ко времени весеннего равноденствия, воскресает.

В вотивных надписях Аттису прилагаются характерные эпитеты солнечного бога: Отец, Святой, непобедимый, менотиранн или царь месяцев, всевышний, вседержитель [1].

[1] Corpus Inscriptionum Latinarum..

В гимнах Аттис воспевается

…как Пан, как Вакх

как пастырь звезд блестящих.

…Ты Кроноса ли род, Зевса ли, блаженный, Реи ль великой,
Здравствуй, о Аттис, Реи звук печальный.
Ассирийцы зовут тебя триждыжеланным Адонисом,
Египтяне – Осирисом, рогом небесного Мена,
Греки – Софией,
Гемоны – Корибантом,
Фригийцы – Папом
или – трупом, или – богом,
или – бесплодным, или пастырем,
или – зеленым колосом, срезанным,
или – свистящим (флейтистом),
рожденным многоплодной миндалью [1].

[1] Hippolytus: Refutatio omnium haeres. V. 9. Тексты, относящиеся к Аттису, собрал Hugo Hepding: Attis, seino Mithen und sein Kult. Glessen 1903. Как общее руководство интересна книга Cumont: Les religions orientales dans le paganisme romain. 1906

Неоплатоник Макробий говорит, что Солнце олицетворяет Аполлон, Вакх, Марс, Меркурий, Эскулап, Геркулес, Юпитер, Сатурн, Пан и др. Глава XXI его Сатурналий называется:

Адонис, Аттис, Осирис и Гор – не что иное, как Солнце; двенадцать знаков Зодиака относятся к природе Солнца.

Император Юлиан, посвященный в мис-терии, называет Аттиса Корибантом, вели-ким Гелиосом, на троне рядом с Матерью управляющим миром, вождем, царем, мудрым (sophos), богом [1]. Нонн называет Аттиса быстрым ангелом Реи, ее прекрасным, тайным сыном, без мужа рожденным, длинно-хитонным [2]. Аттис астрохитонный, с одеждой, усеянной звездами [3], владеет звездной шапочкой, pylos, asterotos, подаренной ему Кибелой [4].

[1] Юлиан. Речь V – О Матери Богов.
[2] Нонн. Дионисии. XXV. 313.
[3] Монеты в Берлинском музее. Imhoof – Blumer. Griechische Munzen. С. 750 п. 748-751, tav. XIII, 7-9. Drexler. Jahrbucher fur cfas. Philologie 149, 1894, s. 321.
[4] Саллюстий-неоплатоник: О Богах и Космосе. 4.

На фригийской шапочке Аттиса иногда изображен полумесяц и солнечные лучи (сардониковая камея и памятник из Остии). На монетах Аттис – в характерной малоазийской одежде с панталонами, усеянной звездами. Иногда на его плече – полумесяц. Правой рукой он опирается на ларец или мистическую цисту. (Значение ларца известно из ). Рядом с Аттисом дерево – гранат, миндаль или сосна. Аттис держит тимпан – как “хризофор, златоносец, бьющий в прекрасные тимпаны” – символ сферы, или планеты, звучащей в движении. В одной руке его ветвь, или бич, которым он гонит планеты, в другой – флейта – символ космической гармонии.

Задумчивый, меланхоличный Аттис под деревом, в грациозной, небрежной позе, скрестив ноги, склонив голову, со своей изогнутой флейтой в руке напоминает жен-ственный образ Кришны в богатой одежде, стоящего под деревом и играющего на флейте. Тонкие, нежные черты возлюблен-ного восточного Аттиса – общи всем полуженственным, космическим бо-жествам-андрогинам, с их “ca rattere di mollezza”, по выражению Висконти.

О рождении Аттиса подробно говорит Арнобий. От Зевсова семени, павшего на камень, рождается демон – андрогин Агдистис. Его лишают мужской силы, и от крови его вырастает дерево – гранат или миндаль. Дочь фригийской реки Сангариос – нимфа Нана, одно из воплощений Кибелы – съедает пплод граната и от этого рождает Аттиса. В восточных мотивах звучат ноты древних оккультных учений. Библейская легенда и в другой версии мифа, где Кибела, дочь царя, находит Аттиса в тростнике, на берегу Сангариос. Халдейский символ, перешедший в Египет, сохранился в истории Моисея. Аттис, сын и любимый жрец Кибелы, служит как носитель священного сосуда при ее храме на Идейской горе, в сосновой роще.

Как бог Света, он гибнет, побежденный тьмою. Раненый кабаном [1], Аттис умирает под сосной или превращается в сосну. Из крови его вырастают фиалки.

[1] Макробий Сат. 21: кабан – символ зимы, ранит Адониса; UaecaHuuVl. 17, Плутарх Серто-рий I; Лукиан. О сирийской богине. 13: кабан убивает Аттиса; Геродот. I. 34-45: Аттис гибнет от копья во время охоты на кабана; кабан преследует Эрота – рисунок на вазе. Boehlau Philolog. X. 1901 г.

Весной справлялись аттидеи – мистерии смерти, оплакивания и воскресения Аттиса. В день выноса – Ехфора – 15 марта, в иных местах в апреле, сосну, символ мертвого Аттиса, подобно трупу, обвитую шерстяными повязками, увенчанную фиалками, несли дендрофоры – жрецы-древоносцы. Верба или березка, украшенная лентами и венками, является воспоминанием древних мистерий.

Впереди главный жрец – отец Аppas, Аттис, или Архигалл – несет на груди эдикулу-храмик со статуей Богини Матери. Рядом с нею Зевс, Гермес и спящий Аттис во фригийской шапочке и с посохом. Они напоминают четырех богов Самофракийских мистерий, где рядом с Матерью Каби-ро и Зевсом Кабиром Гермес волшебным жезлом пробуждает умерщвленного младшего Кабира. На голове Архигалла высокая корона, вроде тиары или митры. Спереди, посредине ее – изображение Зевса, по бокам – две головы Аттиса во фригийских шапочках.

Жрецы Кибелы носили на груди изображения богини – небольшие бюстики в виде барельефов в медальонах, так называемые “типы”, tupoei.

За Архигаллом шли дорифоры – три копьеносца, или корибанты Аттиса. За ними – кистофор, носитель священного ларца, ликнрфор со священной веялкой, кернофоры – сосудоносцы, фиалефоры – жрицы с фиалами и т.д.

Жрецов сопровождали эпопты, мисты, протомисты и новопосвящаемые – неомисты*. Все это были члены братства, братья – jratoreV, как их называют на фригийских и лидийских надписях.

*эпопты , мисты, протомисты и… неомисты – названия адептов различной степени посвящения: эпопты – те, кто прошел последнюю стадию посвящения, мисты – новопосвященные, прото (греч.) – первый, первоначальный, нео (греч.) – новый.

Они в простых белых одеждах без украшений, неомисты-босые. Жрецы и жрицы в белых фригийских шапочках и с венками из белого тополя и укропа.

В Самофракийских и Адонисийских мистериях укроп также священен. Протомисты и неомисты вместо венков носят “стленгиды” – род диадем из тонкой металлической пластинки на кожаном или деревянном обруче.

Как во всех погребальных процессиях мистерий, здесь были певцы надгробных плачевных гимнов и музыканты – аулеты, кифаристы, тимпанисты, кимбалисты и т.д.

Энервирующей и мрачной была оргиастическая музыка тимпанов, медных кимбалов, кроталов и рогов, заглушавших энтузиастическую, пронзительную мелодию жалобной “хриплой” флейты. Женщины плакали, испускали громкие крики, “от горя, стоны с уст срывались”.

Галлы и бакелы – жрецы-евнухи – почти бежали, в экстазе потрясая священными ножами, раня себе руки и грудь, и облива
лись кровью, не чувствуя боли.

Демосфен Высмеивает эти обряды (речь о венке):

В дни прекрасных празднеств экзарх* и прогегемон ведет по улицам увенчанных укропом и белым тополем и, сжимая и поднимая над головой толстощеких змей, кричит: “Эвой сабы”, и пританцовывая: “Влажный аттэс, аттэс влажный…” [1]

[1] Эвой сабы – euoi saboi – непонятные древние фригийские слова, значащие, вероятно, “да здравствуют сабы”, т.е. посвященные в мистерии Сабазия, как назывались Дионис и Аттис. Влажный аттэс, аттэс влажный – также архаическая формула, непонятная непосвященным.

* экзарх – в Древней Греции: глава жрецов при храме

На следующий день и после процессии выноса и внесения сосны в храм был пост и траур. Третий день назывался sanguis – кровь, ибо совершались тавроболии и криоболии – принесение в жертву быка и барана. Сосна орошалась жертвенной кровью.

Засим следовала общая трапеза и всенощное бдение – vigiliae.

После поста и очищения в эту ночь совершается приобщение и посвящение неомиста. В обряде “тронозис” посвящаемого сажают на род трона, покрытого шкурой барана, и из очистительной веялки – ликнон – осыпают чем-то вроде муки или извести, или отрубями.

Барельеф на надгробной урне изображает такой обряд [1]: человек сидит на троне, покрытом шкурой барана, что видно по рогу, свешивающемуся между ног сидящего. Его голова, все тело, правая рука и часть груди закутаны плащом. В левой руке факел. Сзади стоит женщина и держит над его головой ликнон, которым она, очевидно, трясет, осыпая из него посвящаемого. ” Осыпание новобрачных зерном и хмелем напоминает этот ритуал вакхических мистерий.
Закутанный в плащ с головой, посвященный оставляется на время для медитации.

[1] Bulletino della commissione archeologica comunale di Roma. 1879. VII. 2. tav. I-III.

Остроумная, хотя и грубая пародия на этот обряд и вообще на мистерии и на жизнь и веру посвященных – комедия “Об-лака” Аристофана. В ней – пародия на орфические гимны, занятия астрономией, метеорологией, геометрией, географией, естественной историей, диалектикой. Здесь насмешки над медитацией, ученичеством, таинственностью, бедностью и простотой, даже над вегетарианством. Эти нападки характерны и вечны, ибо всегда было непонимание и преследование божественной мудрости в каких бы воплощениях она ни возрождалась. Интересно отметить, что “Облака” не имели успеха.

После тронозиса и медитации посвященного ведут вниз, в подземную священную пещеру (абитоу). Тут его объемлет “дрожь и ужас, холодный пот и изумленье”, будто пришел его последний час и он стоит у врат Аида. В пещере вырыта могила, куда мист должен был лечьь. поднимается плач, как бы по Аттису, которого мист представляет. Его окропляют жертвенной кровью, наподобие крещения – и вдруг плач прекращается, все озаряется и жрец тихо, медленно произносит:
Веруйте, мисты, в бога спасенного, ибо он нам от страданий спасение.

Мист восстает из могилы, как бы оставляя там ветхого Адама, “возрожденный в вечность” (in aeternum renatus) – как Аттис, который первый из мертвых воскрес к новой жизни.

Мисту подносят хлеб на тимпане и чашу с водой на кимбале. После “причастия” мист произносит священную формулу:

С тимпана ел,
с кимбала пил,
нес священный сосуд,
был в сокровенном святилище храма,
стал мистом Аттиса [1].

[1] Климент Александрийский: Увещевание II. 15. Фирмик Матерн: о заблуждении языческих религий. XVIII. 1.

Мисты приветствуют нового миста, преклоняются перед ним и говорят хором:

Скверны избежал, лучшее нашел.

В Элевсинских мистериях посвящаемому также подносится чаша с напитком, что изображается и на мистических вазах, относящихся к Самофракийским мистериям. Выражение “пить из чаши мудрости” произошло от мистерий.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Птичка на окне примета

В нашей жизни ежедневно случаются какие-либо события. Иногда они настолько непредсказуемы, что мы просто диву даемся, как же такое иногда произойти. Именно поэтому, люди стали ...

Приметы про кошку в доме, связанные с погодой, прибавлением в семействе

Среди всех животных, которых в свое время приручил человек, лишь кошки смогли сохранить независимость. Как бы они ни любили хозяина, они не боятся проявлять свой ...

К чему снятся мыши в большом количестве: различные толкования

Мышь не представляет какой-либо существенной опасности и внешне является даже немного привлекательной. Однако на уровне психики такая живность будит страхи чего-то необъяснимого и неконтролируемого. Как ...

К чему снится большая, толстая крыса?

Крыса во сне – это неблагоприятный признак. В большинстве случаев это означает предательство со стороны близкого человека, друга. Люди часто задаются вопросом: к чему снится ...

Почему нельзя наливать через руку

Тем людям, которые в приметы верят, мы хотим рассказать почему нельзя наливать через руку, к примеру, алкоголь или другие напитки. Алкоголь и приметы | Откуда ...

К чему сильно чешется правое запястье?

До наших дней дошло огромное количество примет и суеверий, связанных с зудом в той или иной части тела. Немалая часть из них связана с руками, ...

Шефлера в доме: приметы и мистические свойства растения

Шефлера (иногда пишут «шеффлера») получила свое необычное название в честь немецкого ботаника XVIII века Якоба Христиана Шеффлера. Родина растения – тропики. Даже там, где полно ...

Примета: потерять сережку

Что может значить примета потерять сережку, вы узнаете из настоящей статьи, если прочтете ее до конца. Здесь же будет представлена информация и о примете, связанной ...

Примета находить ключи в самых разных местах: к удаче или грядущим проблемам?

Часто мы не придаём значения вещам, которые с нами происходят. Это могут быть всякие мелочи. Такое вроде незначительное событие в жизни как найденные ключи, может ...

К чему горят губы у женщины?

Как известно, тело представляет собой нечто наподобие своеобразного приемника, который может давать весьма точные и полезные подсказки обладателю этого самого тела. Данный факт многие поняли ...

Примета потерять обручальное кольцо: надо ли готовиться к разладу в семейной жизни?

Мир полон удивительных событий и знаков, которые люди не замечают или предпочитают не замечать. Разгадать эти тайные послания помогают приметы, ведь в основу многих примет ...

Горит лицо: к чему это и что значит?

Существует множество причин, которые приводят к тому, что у человека начинает гореть лицо. Их можно объяснить, как физическими и медицинскими моментами, так и народными суевериями. ...

Приметы: можно ли дарить даренное третьим лицам? Какой это знак?

С необходимостью передарить подаренное сталкивается каждый человек. Причины бывают самые разные: или подарок просто не подошел, или вам срочно надо идти в гости, а в ...

Колеус: приметы и суеверия, связанные с этим неприхотливым ярким растением

Каждое растение, в том числе и домашнее, обладает уникальной энергетикой и характером. Колеус из семейства губоцветных наглядно показывает эту особенность. Он имеет чрезвычайно мощный энергетический ...

К чему обычно снятся дохлые мыши?

Мыши и прочие грызуны у большинства людей вызывают если не страх, то явное чувство отвращения и брезгливости. Поэтому неудивительно, что сны с участием этих персонажей ...

Шефлера в доме

Шефлера является одним из самых уникальных экзотических растений. Сочетание потрясающей красоты с обладанием необъяснимыми энергетическими свойствами вызывает любопытство и интерес к растению у многих людей. ...