Не пропусти
Главная 20 Название категории 20 Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе

Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе

Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе

Миграционные процессы в Республике Казахстан развиваются под влиянием различ­ных факторов: социально-экономических, поли­тических, этнических, экологических и других. С первых лет независимости регулирование миграционных процессов относится к одному из важных направлений государственной поли­тики. В соответствии с динамикой миграцион­ных процессов развивается и миграционное законодательство. В 1997 году были приняты Закон «О миграции населения» и отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы, основными целями которой являлись обеспечение устойчивого со­циально-экономического и демографического развития страны, создание всех необходи­мых условий по реализации прав мигрантов, а также укрепление государственной безопас­ности страны.

Дальнейшее совершенствование миграцион­ного законодательства основывалось на Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», в котором были определены основные направления в области миграции. Глава государства отметил, что нужна совре­менная концепция миграционной политики. Сложившаяся в Казахстане благоприятная со­циально-экономическая ситуация создает условия для притока иностранной рабочей силы. По­этому Правительству с учетом опыта других стран нужно проработать механизмы проведе­ния миграционной политики на постоянной основе, создать условия по предварительной подготовке в специальных центрах, адаптации и интеграции оралманов в наше общество, раз­работать объективные критерии по квоте им­миграции [1].




28 августа 2007 года Указом Президента Республики Казахстан N 399 была одобрена Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы. Концепция мигра­ционной политики нацелена на совершенство­вание существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан. Стратегия миграционной политики исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи конкурентоспособ­ность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потен­циала. Концепция базируется на долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны «Казахстан-2030», разработана в соот­ветствии с международным опытом регулиро­вания миграционных процессов и в целях сохранения национальной идентичности должна реализовываться с учетом полиэтничности Ка­захстана [2].

Характеризуя основные тенденции мигра­ционного процесса в стране, необходимо вы­делить следующее. Начиная с 2004 года, от­мечается положительное сальдо миграции: в 2004 году – 3,4 тыс.чел., 2005 году – 22,1 тыс. чел., 2006 году – 30,4 тыс.чел, в 2007 году ­более 10,0 тыс.чел и в 2008 году – более 3,5 тыс. чел. Но, как видим, с 2007 года положи­тельное сальдо миграции сокращается. В рамках стран СНГ основные миграционные потоки связаны с Россией, Украиной и странами Средней Азии; среди стран дальнего зарубежья — с Гер­манией [3].




Центральное место в миграционной поли­тике Республики Казахстан занимает регулиро­вание этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение этнических мигрантов регу­лируется установлением квоты иммиграции. Квота эмиграции оралманов в последние годы (2005-2008 гг.) составляла 15 тысяч семей. Однако количество прибывающих превышает устанавливаемую государством квоту. Дина­мику прибытия семей оралманов за период с 1991 года по 2008 год можно проследить по следующей таблице [4]:

Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе

Как видим, рост численности прибывающих оралманов и их семей увеличивался до 2007 года, затем наблюдается снижение. Характе­ризуя регионы расселения этнических имми­грантов по состоянию на 1 января 2009 года (ниже дана таблица 2), отметим, что значи­тельная часть оралманов проживают сегодня в трудоизбыточных регионах – в Южно-Казах­станской, Алматинской и Мангистауской об­ластях, тогда как северные регионы страны сталкиваются с дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов. В условиях устойчивого роста экономики за счет форсированной ин­дустриализации и развития инфраструктуры, рациональное распределение трудовых ресурсов играет огромную роль, из чего следует необ­ходимость дальнейшей проработки соответ­ствующими ведомствами механизмов распре­деления трудовых ресурсов.

Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе




Анализируя структуру оралманов по воз­растным группам, следует указать, что большую часть, а именно 396 708 человек (т.е. 54,5%) составляют люди трудоспособного возраста от 18 лет до 58/63 лет; моложе трудоспособного возраста, т. е. до 18 лет составляют 297 864 человек (41,0%) и пенсионного возраста, старше 58/63 лет составляют 32 717 человек (4,5%). По уровню образования из 396 708 человек трудо­способного возраста имеют: высшее образо­вание – 37 142 человека (9,4%), среднее специальное – 81 938 человек (20,7%), общее среднее – 251 904 человека (63,5%) и имеющие начальное (в т.ч. не имеющее образования) – 25 724 человека (6,4%).

Характеризуя динамику привлечения ино­странной рабочей силы, необходимо указать, что в 2002 году было привлечено 12 781 человек, в 2004 г. – 17 274 чел., в 2006 г. -40 897 чел., в 2008 г. – 54 204 чел.

В соответствии с принятыми на себя между­народными обязательствами Республика Казах­стан принимает и обеспечивает социальную защиту беженцев. Статус беженца присваи­вается на один год и ежегодно пересматри­вается территориальными органами Коми­тета по миграции Министерства труда и со­циальной защиты населения Республики Ка­захстан. Количество признанных беженцев в Республике Казахстан за период с 1998 г. по 01.01.2009 г. составило 578 человек. Большин­ство из них – выходцы из Афганистана. 95 процентов беженцев проживают в городе Ал-маты, остальные – в Южно-Казахстанской области [6].

В условиях урбанизации и структурных изменений в экономике значительные масштабы приобрела внутренняя миграция населения. За последние 6 лет в ней приняли участие более 1,6 млн. жителей. В приведенной ниже таблице дана динамика внутренней миграции за 2003­2008 гг. [7].




Основные тенденции миграционных процессов в Казахстане на современном этапе

Рассматривая динамику миграционных про­цессов в региональном аспекте на примере Мангистауской области, остановимся на сле­дующих данных. На начало 2010 года из общей численности населения Республики Казахстан -16036 075 человек, население Мангистауской области составляет 446 265 человек (220 666 мужчин, 225 599 женщин). По сравнению с дру­гими областями страны численность населения Мангистауской области самая меньшая, что обусловлено различными факторами, прежде всего временем образования области.

Интересны данные численности населения региона по отдельным национальностям: казахи составляют – 386 069 человек, русские – 38 160, азербайджанцы – 4 456, украинцы – 3 290, лезгины – 2 433, татары – 2 191, армяне – 1 223, чеченцы – 811, корейцы – 802, белорусы – 427, немцы – 436, другие национальности – 5 967 [8].

Надо отметить, характеризуя миграционные процессы в целом по Мангистауской области, что за 2009 год регион по прежнему имеет отрицательное сальдо миграции с Россией, Беларусью и Украиной, а с другими странами СНГ сальдо миграции населения положитель­ное. Со странами вне СНГ отрицательное сальдо миграции населения в основном сложилось с Германией, США, Канадой, а положительное сальдо – с Китаем, Монголией, Ираном и Турцией.

За 2009 год в Мангистаускую область прибыло всего 20480 человек, выбыло 11409 чел, сальдо миграции (т.е. разность между числом прибывших на территорию и числом выбывших) составляет 9071. Большая часть мигрантов прибыла в города Актау и Жанаозен. Область включает пять районов, и если рассмотреть динамику миграционных процессов по районам за 2009 год, можно отметить следующее: в Бейнеуский район прибыло – 2102 человека, в Каракиянский район – 988 чел., в Мангистауский – 433 чел, в Мунайлинский -7807 чел. и в Тупкараганский – 671 чел. [9]. Как видим, наибольшее количество прибывших в двух районах: Бейнеуском и Мунайлинском. Это обусловлено рядом факторов, например, в частности тем, что Бейнеуский район – это район, приграничный с Узбекистаном, Бейнеу -является крупной узловой железнодорожной станцией, соединяющей областные центры Актау, Атырау с городами Узбекистана, соот­ветственно миграционные потоки здесь про­ходят более интенсивнее. Мунайлинский же район располагается в непосредственной бли­зости к областному центру – городу Актау, имеет железнодорожный вокзал, хорошее транс­портное сообщение с городом, что позволяет прибывающим иметь больше возможности найти работу, трудоустроиться.




Следует указать, что из 20480 человек, прибывших на территорию области за 2009 год, большинство составляют люди трудоспособного возраста, а именно – 15172 человека, моложе трудоспособного возраста – 4774 чел., старше трудоспособного возраста – 534 человека [10].

Как указывалось выше, в Мангистаускую область, наряду с Алматинской и Южно-Ка­захстанской, прибывает значительное коли­чество этнических иммигрантов. На 1 января 2009 года из общего количества оралманов трудоспособного возраста (396 708 чел.) на Мангистаускую область приходится 53 542 чел., из них трудоустроено 49 642 чел. (92,7%). Имеют жилье 20 097 семей (81,0%), обеспечены земельными участками для индивидуального жилого строительства 9 734 семьи (39,3%) [11].

Со стороны главы Мангистауской области, государственных органов региона вопросам миграции уделяется большое внимание, разра­ботаны и реализуются программы по упорядо­чению миграционных процессов, рациональ­ному расселению иммигрантов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество, устрой­ству быта и труда, исходя из интересов демо­графического и социально-экономического раз­вития региона, регионального рынка труда.

Несмотря на предпринимаемые меры и определенные позитивные сдвиги, как в регио­нальном аспекте, так и в целом по стране, в регулировании миграционных процессов сохра­няется пока ряд серьезных проблем. Так, сни­жается положительное сальдо миграции. «Со­гласно данным статистики, положительного сальдо миграции удалось добиться в основном за счет увеличения потока прибывающих в нашу страну. Количество эмигрантов, хоть и значи­тельно снизилось, но все же продолжает оста­ваться высоким. Если в 1990 году нашу страну покинуло 729 579 человек, в 1994-м – 804 391, то в 1999 году тенденция выезда из Казахстана снизилась практически вдвое – 397 374 человек. Проследив динамику эмиграционных настрое­ний общества в период с 2000 по 2009 год, можно убедиться, что за первое десятилетие нового тысячелетия колоссальных сдвигов в сторону снижения числа уезжающих не проис­ходит. Увы, несмотря на значительное сокра­щение эмиграции в Россию и страны бывшего Советского Союза, отток населения в этом направлении продолжается, и его потенциал еще достаточно высок» [12]. Расселение этнических иммигрантов по регионам происходит в основ­ном без учета территориального размещения производительных сил, имеет место вторичная миграция. Значительная часть оралманов про­живают сегодня в трудоизбыточных регионах, система социальной поддержки оралманов требует дальнейшего совершенствования.




Таким образом, за годы своей независи­мости Казахстан стал активным участником мировых миграционных процессов. По оценкам Международной организации по миграции Ка­захстан относится к странам мира, где наблюю-даются сильные миграционные процессы. Масштабы миграционных процессов в Казах­стане будут нарастать. Устойчивый экономии-ческий рост, повышение уровня жизни, отсут­ствие межнациональных конфликтов, большая территория, а главное мир и согласие, которые, как сказал наш Президент Н.А.Назарбаев, являются главным достижением нашей страны ­делают Казахстан одним из центров мигра­ционных потоков.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Граница Казахстана с Россией: правила пересечения, необходимые документы

Граница Казахстана с Россией: правила пересечения, необходимые документы Несколько лет назад между Россией и Казахстаном был подписан договор о Едином экономическом пространстве. Благодаря этому стало ...

Пересечь границу гражданам Киргизии, правила въезда выезда и пребывания в России граждан Киргизии

Пересечение границы гражданам Киргизии, правила въезда и пребывания граждан Киргизии в России Въезд выезд в Россию гражданам Киргизии через Украину от 2000 рублей, через Казахстан ...

Порядок въезда в Кыргызстан, Мировед

Порядок въезда в Кыргызстан Граждане России, Украины и Белоруссии, как и представители некоторых других стран СНГ, могут въезжать на территорию Кыргызстана без предварительного оформления специальной ...

Официальная регистрация брака за границей: все тонкости и нюансы

Официальная регистрация брака за границей: все особенности и нюансы Заграницей можно заключить брак в старинном рыцарском замке, уютном поместье, возле водопада или под шум прибоя ...

Как выйти замуж за турка: тонкости брака с иностранцем

Стоит ли выходить замуж за турка? Проблема замужества заставляет вас волноваться — ваш избранник оказался иностранцем-турком? Чтобы решить, выходить ли замуж за турка, нужно обдумать ...

Правила помолвки, обручения, регистрации брака и развода в Турции, TRT Russian Русский

Правила помолвки, обручения, регистрации брака и развода в Турции Памятка для иностранца – 09 21.10.2017 1. Как происходит обручение /нишан/? Нишан в переводе с турецкого ...

Законы Турции 2014: для туристов, для женщин, о недвижимости, о браке – Карта путешественника

Турция достаточно гостеприимна, но пребывая в любой стране, стоит соблюдать правовые и религиозные законы, которые затрагивают туриста. По большому счету, они касаются разрешения на пребывание, ...

Легализация брака, заключенного за границей, в России: правовые нормы и порядок процедуры

Тонкости легализации иностранного брака в России Следуя тенденциям моды, все большее число российских влюбленных стремятся заключить брак за границей, сделав торжество более ярким и незабываемым. ...

Порядок расторжения брака с гражданином Турции

Расторжение брака с гражданином Турции Сегодня брачный союз с гражданином Турции, как и расторжении брака, не редкость. В последнем случае процедура развода с иностранцем осложнена ...

Документы для заключения брака, Русская Турция, Türkiye Ruslar

Обсуждения Документы для заключения брака 116 сообщений Раздел Публикации: Набор: 5 Том: 48 Страница: Цель, Содержание, Определение и Ведение дел по гражданству Статья 2 – ...

Особенности гражданского и семейного права в Турции – ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В АНТАЛЬЕ (ТУРЦИЯ)

ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В АНТАЛЬЕ (ТУРЦИЯ) ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ТУРЦИИ Вопросы семейного права в Турции регулируются статьями 118-494 Закона № 4721 от ...

Замуж в Турцию: собираем документы

Замуж в Турцию: собираем документы Ни для кого не секрет, что вступление в брак – это не только большое счастье, но и большая ответственность. Еще ...

Как делать бизнес в Финляндии: о чем стоит знать российским бизнесменам – Финские страницы на

Как делать бизнес в Финляндии: о чем стоит знать российским бизнесменам О тонкостях открытия и ведения бизнеса в Суоми читателям “Фонтанки.fi” рассказал глава торгового представительства ...

6 плюсов и 6 минусов ведения русского бизнеса в Финляндии

6 плюсов и 6 минусов ведения русского бизнеса в Финляндии На прошедшем в Хельсинки форуме Rubicon была предоставлена уникальная возможность для бизнесменов из России поделиться ...

Свой бизнес в Финляндии – Это Финляндия

Свой бизнес в Финляндии В Финляндии созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, причем правила одинаковы для всех предпринимателей – финнов и не финнов. Тойво ...

Эмиграция в Финляндию

Эмиграция в Финляндию Соседняя северная страна все чаще становится приоритетным направлением для россиян. Кому-то нравится сходство в менталитете русских и финнов, для кого-то важен похожий ...