Не пропусти
Главная 20 Гражданство 20 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан – Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан – Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности” от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. – М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.



В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.



При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием – отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.



Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: “отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом”.

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса – иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.

В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова – СПб.: Питер, 2003. – 1008 с., С.48.



В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.

На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: “5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности – иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом”, а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: “… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока” и ч.5 ст. 208 УПК РФ: “До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности”.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Как подтверждать гражданство рф

Как подтверждать гражданство рф Как подтвердить в гос. органах гражданство РФ?Разъясните, пожалуйста, каким образом я могу подтвердить официальность принятия гражданства РФ? Ответы юристов (24) В заявлении (составляется в произвольной форме) должны быть указаны полные установочные ...

Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ

Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ Тип: курсовая работа Российское законодательство в послереволюционный период сохранило преемственность в основных принципах по регулированию взаимоотношений с иностранными гражданами. Однако, на него повлиял целый ряд как объективных, так и ...

У детей граждан РФ запретили требовать подтверждение гражданства

У детей граждан РФ запретили требовать подтверждение гражданства Смотрите также: Если оба родителя – граждане России, ребенок тоже становится им по рождению. В таком случае никакие дополнительные отметки в свидетельстве о рождении не нужны. Министерство ...

Регистрация ребенка по месту жительства

Регистрация ребенка по месту жительства. Особенности регистрации места жительства детей Правила регистрации по месту жительства несовершеннолетних имеют некоторые отличия от данной процедуры для взрослых граждан. В законодательстве установлены не только требования, но и перечень бумаг, ...

Гражданство РФ по четырехстороннему соглашению

Гражданство РФ по четырехстороннему соглашению В последнее время все больше граждан бывших союзных республик СССР желают стать гражданами Российской Федерации. Возможностей этому в настоящий момент множество. Одна из них – получение российского гражданства по четырехстороннему ...

Обзор прав и свобод человека и гражданина России

7.3. Система прав и свобод человека и гражданина Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические и культурные. Среди основных прав личные выдвигаются на первый ...

Срочный трудовой договор с иностранным гражданином, Статьи, Журнал «Кадровое дело&raquo

Срочный трудовой договор с иностранным гражданином Из этой статьи вы узнаете: в каких случаях с иностранным гражданином заключается срочный трудовой договор; какие документы должен предъявить иностранец для заключения с ним трудового договора; какие особенности существуют ...

Прием на работу иностранных граждан 2017, требования, документы, пошаговая инструкция

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году Читайте в нашей статье: Условия приема на работу иностранцев в 2017 году Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны ограничивают прием на ...

Какими правами обладает участник программы переселения?

Какими правами обладает участник программы переселения? Постараюсь дать полный ответ. Какие условия участия в госпрограмме переселения соотечественников в 2015 году? Чтобы вы стали участником данной программы, вам следует соответствовать некоторым ее условиям, а в частности: ...

Особенности переезда в Крым на ПМЖ в 2017 году

Крым в 2017 году: стоит ли стремиться на ПМЖ Миновало уже более трех лет после проведения крымского референдума и включения Крымской Автономной Республики в состав Российской Федерации. В жизни крымчан произошли существенные изменения. Эти события ...

Какие налоги платит работодатель за иностранного работника

Какие налоги платит работодатель за иностранного работника Российский законодатель создал такое нагромождение нормативных актов, посвященных социальному обеспечению, что разобраться, по каким ставкам работодателю необходимо уплачивать за иностранных работников страховые взносы, одному бухгалтеру без участия юриста ...

Двойное гражданство в России

Двойное гражданство в России. Разрешает ли Россия двойное гражданство? Граждане РФ в силу законодательных привилегий могут быть подданными других стран. Количество паспортов иностранных государств у них может быть любым, и в этом законы РФ — ...

Личный опыт переезда на ПМЖ в Крым 2017, отзывы, впечатления

Как перебраться на ПМЖ в Крым Впечатления о природе Крыма. Проснулись мы от того, что крупные тёплые капли барабанили по нашим распластавшимся на пляже телам… Потом мы купались в море под дождём, за тем ужинали ...

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя?

Миграционный учёт иностранных работников – обязанность работодателя? Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», разделив единое до ...

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят ...

Как получить гражданство РФ и РВП гражданину Армении?

Как получить гражданство РФ гражданину Армении Здравствуйте. Я гражданин Армении, в совершенстве владею русским языком и правописанием. Как на законных основаниях получить гражданство РФ ? 20 Сентября 2013, 13:59 Вардан, г. Москва Ответы юристов (1) ...

Рейтинг@Mail.ru