Не пропусти
Главная 20 Гражданство 20 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан – Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан – Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности” от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. – М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.



В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.



При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием – отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.



Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: “отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом”.

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса – иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.

В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова – СПб.: Питер, 2003. – 1008 с., С.48.



В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.

На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: “5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности – иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом”, а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: “… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока” и ч.5 ст. 208 УПК РФ: “До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности”.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

3 ndfl blank - Россия облегчила получение гражданства для представителей 74 профессий

Россия облегчила получение гражданства для представителей 74 профессий

Процесс получения гражданства РФ высококвалифицированными специалистами Россия облегчила получение гражданства для представителей 74 профессий Министерство труда России опубликовало список профессий, представители которых, не являющиеся гражданами ...

Гражданство россии для таджиков, Leks

Гражданство россии для таджиков Содержание 1 Условия приема в гражданство РФ 1.1 Необходимые документы 2 Кому станет проще получить гражданство РФ: Видео Условия приема в ...

passport2 - С 1 сентября 2017 года введено упрощенное получение гражданства РФ для украинцев - Газета - Право

С 1 сентября 2017 года введено упрощенное получение гражданства РФ для украинцев – Газета – Право

С 1 сентября 2017 года введено упрощенное получение гражданства РФ для украинцев 19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, ...

uvedomlenie o dvoynom grazhdanstve 1 22140257 e1471874625255 450x295 - Уведомление о двойном гражданстве в ФМС: образец

Уведомление о двойном гражданстве в ФМС: образец

Порядок подачи уведомления о двойном гражданстве в России Двойное гражданство для некоторых граждан является реальностью. В Российской Федерации около 5 миллионов людей столкнулись с необходимостью ...

femida - Отказ от гражданства иностранного государства

Отказ от гражданства иностранного государства

Отказ от иностранного гражданства для получения гражданства РФ Отказ от гражданства иностранного государства Обращаясь с заявлением о приеме в российское гражданство, гражданин иностранного государства, по ...

rabota dlya ukraincev v rossii 7 640x333 - Работа для украинцев в России в 2017 году

Работа для украинцев в России в 2017 году

Работа для украинцев в России Благодаря близости расположения, отсутствию языкового барьера, граждане Украины выбирают трудоустройство в Российской Федерации. В статье узнаем, сколько украинцев работает в ...

1 22 300x178 - Как получить гражданство России гражданину ПМР в 2017 году

Как получить гражданство России гражданину ПМР в 2017 году

Гражданство России для жителей ПМР Многие не против бы узнать, как получить гражданство России гражданину ПМР (Приднестровской Молдавской Республики). Актуальность вопроса спровоцирована разнообразными причинами, главной ...

28136 - Как заполнить в официальных документах графу «Гражданство»? Как писать в анкете сведения о гражданстве?

Как заполнить в официальных документах графу «Гражданство»? Как писать в анкете сведения о гражданстве?

Как заполнить в официальных документах графу «Гражданство»? Как писать в анкете сведения о гражданстве? Среди официальных документов, обязательных для заполнения, нередко можно встретить анкету, в ...

tele grazhd - Программа переселения из Казахстана в Россию: регионы, перечень документов

Программа переселения из Казахстана в Россию: регионы, перечень документов

Переселение в Россию из Казахстана по госпрограмме в 2017 году Россия привлекает мигрантов из разных стран, в особенности из государств, входящих в состав СНГ. На ...

3ec76f71 9179 4278 90bf 73fe583ca0ab 1 - Гражданство РФ носителям русского языка

Гражданство РФ носителям русского языка

Программа переселения в РФ Многие иностранцы, отлично владеющие русским языком, имеют возможность получить статус носителя языка. После этого они могут оформить гражданство РФ в упрощённом ...

5295 - Патент для граждан СНГ 2017 г

Патент для граждан СНГ 2017 г

Патент на работу для граждан СНГ С 2015 года были внесены изменения в миграционное законодательство, коснулись они и трудовых мигрантов. Теперь всем гражданам стран СНГ ...

546848686 - Вид на жительство в России: получение 2017, документы

Вид на жительство в России: получение 2017, документы

Вид на жительство (ВНЖ) РФ: как получить, документы, порядок Вид на жительство в России — документ, подтверждающий право мигранта на постоянное проживание в РФ. В ...

Grazhdanstvo RF dlya detey do14 let 21 - Где и как получить вкладыш о гражданстве РФ для ребенка

Где и как получить вкладыш о гражданстве РФ для ребенка

Получаем штамп, вкладыш или отметку о гражданстве РФ для ребенка С появлением младенца, родители задумываются, где и как получить вкладыш о гражданстве РФ ребенка. Но ...

dogovor s inostrancem3 - Трудовой договор с иностранным гражданином в 2017 году: образец бланка, особенности составления и заключения

Трудовой договор с иностранным гражданином в 2017 году: образец бланка, особенности составления и заключения

Как заключить и продлить трудовой договор с иностранным гражданином В соответствии со ст. 16 ТК России между специалистом и работодателем возникают трудовые отношения согласно одноименному ...

Принципы гражданства РФ

newinspire Принципы гражданства РФ Ключевые слова: принципы, гражданства, России, РФ Перечень основных принципов гражданства РФ определен в ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В п.1 ...

00001 - Принципы гражданства Российской Федерации

Принципы гражданства Российской Федерации

Каковы принципы российского гражданства Навигация по сайту Реклама на сайте /p> § 4. Принципы гражданства Российской Федерации Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде ...